КБМТС Конструкторское Бюро Малых Транспортных Средств
  Главная Тюнинг Мотоциклы Проекты Как заказать

Музей - студия

Ирбитский кастом форум

Страничка для тех, кто хочет посетить Ирбит.

4. Экскурсия по развалинам мотозавода.

Вам предлагается экскурсия в следующей форме:

  •  прокатиться в качестве пассажира на мотоцикле Урал в коляске или на заднем сидении с опытным водителем экскурсоводом;

  • прокатиться на собственном транспорте за мотоциклом Урал с  пятью остановками и рассказами о становлении и разрушении великого мотоциклетного завода.

Поехали!  

 

Для введения вас в курс экскурсии, хотел бы вам показать несколько фотографий из 70х, 80х годов прошлого века, когда ни чего не предвещало краха и разрухи. Когда с конвейера завода сходило по 500 мотоциклов за сутки, когда на заводе работало более 10 000 человек, когда мотоцикл Урал был мечтой многих советских людей.

Вот эти мотоциклы, только сошедшие с конвейера, смотрят не в сторону погрузки, их выкатили в другую сторону на доукомплектацию. По каким либо причинам поставщик завода не поставил вовремя свой узел или деталь, и огромное количество мотоциклов, прошедшие весь цикл их производства, ждут недостающий карбюратор, или аккумулятор.

 

На комплектовку, таких задержавшихся мотоциклов, набирали экстренные бригады из отделов и служб завода, а так же из цехов не прямого производства. Как правило, это были молодые инженеры и  техники.

 

Представьте установку карбюраторов на морозе и ветре, когда в варежках ни тросика завести, ни заслонку не вставить. А в тонких перчатках пальцы застывали на первом же карбюраторе.

 

Героизмом это не считалось, нам давали за это отгулы. У некоторых их накапливалось больше чем отпуск.

Хорошо было то, что мы перезнакомились все друг с другом. Мы знали все отделы и службы через мнение молодежи.

 

 

 

А на участок отгрузки готовой продукции начальство любило водить важных гостей завода.

И вот уж совсем не водили гостей завода в литейный, или штамповый цех. Заходишь с улицы в цех и сжимаешься от грохота, напрягаешься от серости. Новые цеха были уже светлее.  А в таких  сложных цехах как гальваника и лакопокраска работали в основном женщины.

Конвейер, обкатка, были слишком посещаемыми, здесь помню и митинги, и туристы из за рубежа, и молодежь вся пошла через конвейер. Сначала это был 10 цех, а новый получил номер 171. На фото сборка миллионного в 1975 году.

Меня, как конструктора, всегда волновало здание Пивоваренного завода. Именно в это здание был эвакуирован Технический отдел Московского мотоциклетного завода. Последние 30 лет здесь размешался отдел главного конструктора и экспериментальный цех. Здание  и сегодня выглядит хорошо, а вот его двор обезображен и недоступен.

Практически в этом здании и зародилось товарищество КБМТС. Более подробно это описано вот на этой страничке:

https://bikepost.ru/blog/69655/Gruppa-perspektivnogo-proektirovanija.html

Впервые на работу на мотоциклетный завод я пришел как на производственную практику в 1973 году в цех автоматов. Цех был наполнен металлорежущими автоматами: малыми, большими, специальными. Шум, грохот стоял невообразимый. Мне же поручили фрезеровать шпонку привода шестерни газораспределения. Вот и вход в этот цех сейчас.

И тишина.

А это вход в 8 цех, Механообрабатывающий цех. Здесь я после окончания мототехникума  на участке Барабана  обрабатывал на токарном станке тормозную поверхность и нарезал резьбу. Операция считалась дорогая, но я ни как не мог угнаться за женщиной на параллельной линии. Она делала в полтора раза больше меня. План был 600 барабанов за смену.

А это 307 корпус готовили под производство микроавтомобиля Хонда. Когда то японцев водили по нему.  Потом здесь начинали делать вездеход Тайгу.  В прошлом году показал его дочери.

 

                               

        В Ирбит на родину Урала          Зал КБМТС             Прокатимся                     Мотоэкзотика.